Самодержавное правительство царской России делало всё возможное, чтобы имя Т.Г.Шевченко предать забвению, пресекало все попытки увековечить образ народного поэта средствами монументального искусства.
В 1860 царь лично запретил скульптору М.О.Микешину помещать барельеф Шевченко на памятнике "Тысячелетие России".
В 1891 сорвана всероссийская подписка на сооружение монумента поэту.
Несмотря на это, первые станковые скульптурные изображения Т.Г.Шевченко созданы ещё при жизни поэта и вскоре после его смерти.
Среди дошедших до нас - скульптурный портрет, изваянный с натуры М.С.Пименовым.
Образ поэта в форме классической гермы - обнаженный бюст на четырехгранном пьедестале - создал в 1862 скульптор Ф.Ф.Каменский.
На рубеже 60-70-х годов бюсты Т.Г.Шевченко выполнил в мраморе и бронзе украинский скульптор П.П.Забила.
После победы Октябрьской революции по инициативе Ленина принят декрет о памятниках, согласно которому предусматривалось соорудить в стране памятники известным революционерам, деятелям науки и культуры, в тому числе и украинскому поэту, революционеру-демократу Т.Г.Шевченко.
Всего в мире насчитывается ~600 памятников Шевченко - от Москвы до Буэнос-Айреса.