Памятник
Monument
название:
Шевченко Т.Г.
Taras G. Shevchenko
история:
В 1929 объявлен всесоюзный конкурс на сооружение памятника. Работая над проектом, М.Г.Манизер совершил путешествие по шевченковским местам, сделал большое количество пейзажных и жанровых этюдов. Он тщательно изучил переписку и портреты Т.Г.Шевченко. Особенно ценными для скульптора были автопортреты поэта, его немногочисленные фотографии и посмертная маска. М.Г.Манизер неоднократно перечитывал "Кобзарь", мемуарную литературу. "Каждый день приносил что-то новое, интересное и очень нужное, - рассказывал скульптор,- а Тарас становился все ближе и роднее. Иногда мне уже так живо представлялся облик Шевченко - его рост, походка, выражение глаз, лица, что, казалось, встреть я его на улице - нисколько не удивлюсь!" Первый проект памятника (1929) он выполнил в несколько конструктивистской манере. Огромных размеров голова Шевченко была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом коленопреклоненного гайдамака-повстанца, гневно потрясающего цепями. На лице поэта лежало выражение глубокой задумчивости. В другом проекте (1931) М.Г.Манизер разместил статую поэта на пьедестале с низким барельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. Третий вариант проекта (1933), наконец, принёс скульптору удовлетворение и долгожданную победу в конкурсе. В создании скульптур, близких к шевченковским образам, неоценимую помощь М.Г.Манизеру оказали выдающиеся мастера украинской сцены - актёры харьковского театра "Березиль", впоследствии народные артисты СССР Н.М.Ужвий, А.М.Бучма, И.А.Марьяненко, А.И.Сердюк и другие.

22 мая 2006 злоумышленники отломали часть косы у гайдамака и повредили ещё некоторые элементы.

место:
Харьков
Kharkov
композиция:
Многофигурная композиция, увенчанная статуей Кобзаря.
На уступах архитектурной спирали, окружающей 11-метровый трёхгранный пилон с фигурой Шевченко, разместились шестнадцать динамичных статуй, которые символизируют непрерывное нарастание народной борьбы с угнетателями - от непокорных, бунтарских образов из произведений Т.Г.Шевченко до участников первой русской революции 1905...07 и Октябрьской революции. Заключительная величественно-мажорная группа - рабочий-шахтёр, колхозник и женщина-рабфаковка - славит свободный труд и молодость новой Украины. Фигура Кобзаря, решённая в три натуры (5,5 м), доминирует в памятнике. Статуя полна динамики. Решительность, огромное внутреннее напряжение прочитываются и в точно найденном ракурсе слегка наклоненной головы, и в энергичном жесте правой руки - во всей фигуре Шевченко. Ярко выраженный силуэт скульптуры рельефно вырисовывается в пространстве - она легко узнаётся издали. Строгие, укрупнённые складки одежды, лаконизм форм, энергичная обработка поверхности большими обобщенными плоскостями создают могучий образ. К детализации автор прибегает только в моделировке лица, чем добивается портретного сходства, раскрытия внутреннего мира, выявляя твёрдость и силу духа поэта-борца. Его взгляд суров и гневен. Волевая складка меж бровей бросает глубокую тень на глаза, усиливая эмоциональную насыщенность образа. Морщины - горечь пережитого, передуманного - пересекают крутой лоб мыслителя:
Думы мои, думы мои,
Ой, беда мне с вами!...
Гневный жест правой руки, крепко стиснутой в кулак, подчеркивает силу возмущения пламенного борца, смело призывающего народ:
Цепи разорвите,
Злою вражескою кровью
Волю окропите!
Фигуры, окружающие пьедестал, - вдвое меньше статуи Шевченко. Они воспринимаются в основном с близкого расстояния.

Благодаря глубокому проникновению в эпоху, характеры персонажей, умению подчинить манеру исполнения идейному замыслу, скульптор достиг пластического единства, гармонии, удивительной согласованности всех групп и фигур монумента. Каждая из статуй логично и закономерно, в точно найденном пространственном развороте появляется на новой ступени архитектурной спирали, что окружает постамент со скульптурой Кобзаря. Их отличают классические пропорции, тщательная продуманность поз и жестов, которые выявляют особенности характеров и в то же время способствуют раскрытию единого композиционного замысла. Многофигурная композиция выдержана в эпически спокойном, торжественном ритме.

порядок (по спирали против часовой стрелки):
Катерина

I

II III IV
оформление:
24 марта 1935.
Ск. М.Г.Манизер.
Арх. И.Г.Лангбард.
Тёмная бронза фигур на фоне постамента из отполированного до зеркального блеска лабрадорита.
Фигуры отлиты в Ленинграде.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Всесвит
Vsesvit
Сайт управляется системой uCoz