Первосвященники и книжники искали способ погубить Христа и уже договорились с одним из Его учеников Иудой, прозванным Искариотом, что он предаст за деньги учителя.
В Евангелии от Иоанна сказано: “...Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он припав к груди Иисуса, сказал Ему: “Господи! Кто это?”. Иисус отвечал: “Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам”. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту” [Ин. 13, 21 - 26].
В эпоху Возрождения тема Тайной вечери, вместе с другими "трапезными" сюжетами из Нового Завета (Брак в Кане, Чудесное насыщение пяти тысяч, Ужин в Эммаусе), становится излюбленной в убранстве монастырских трапезных (фреска Андреа Кастаньо с этим сюжетом украшает трапезную флорентийского монастыря Сант Аполлония, фреска Таддео Галди - трапезную в монастыре Санта Кроче во Флоренции). Для трапезной свой шедевр написал и Леонардо.
Известны случаи изображения Тайной вечери с одиннадцатью, вместо двенадцати, учениками. Совершенно ясно, что это никак не может быть случайностью. Для ответа на вопрос, в чём причина этих различий, необходимо коснуться важной догматической проблемы: присутствовал ли Иуда в момент установления Евхаристии? Вопрос этот возникает из сопоставления рассказов синоптиков, с одной стороны, и рассказа Иоанна, с другой. Последний утверждает, что Иуда во время Вечери ушёл. Если опираться на свидетельства синоптиков, то создается впечатление, что Иуда присутствовал на Вечере от начала и до конца, а следовательно, был при установлении таинства Причастия и из рук Христа причастился Святых Таинств. Сопоставление же всех четырёх Евангелий (известно, что они дополняют друг друга по принципу комплиментарности) убеждает, что Иуда присутствовал при омовении ног и удалился тотчас после обличения его и обращения к нему Иисуса со словами: "Что делаешь, делай скорее", отсутствуя при прощальной беседе Христа с учениками. Итак, по тому, изображает ли художник всех учеников или только одиннадцать, можно сделать заключение о том, какое Евангелие было выбрано мастером в качестве программы.
Боутс Д., ст.{p0006}
Бруни Ф.А.
СПб: ГРМ
ГРМ (1920 )
ГРМ ( - 1928)
"Русская живопись (1850 - 1900). От Иванова до Врубеля"
Гринков Д.
Дуччо ди Буонинсенья
Мастер Павел из Лося
Репин И.Е.
Рерих Н.К.
Н.Н.Кошкаров ( - 1920)
Киев
Евангельские чтения {2000}
Москва
триптих {1672}
СПб: собор Св.-Троицкий на Петербургской стороне {p0025}
собор Казанский
собор Николо-Богоявленский Морской
панагия
придел св. Николая {4897}
иконостас
Дуччо ди Буонинсенья{2228}
Живаго С.А. {4732}
Колокольников Ф. {6411}
Рерих Н.К. {5250}
с. Мордово: церковь архангела Михаила {5252}
с. Новотомниково: церковь Благовещенская {5253}
Сергиев Посад: лавра Троице-Сергиева {4945}
миниатюра {1477}
Лондон: музей Британский
Евангельские чтения {2000}
Всесвит Vsesvit |