Тайная вечеря
Last supper
история:
Произошли на Тайной вечере, по крайней мере, три важнейших события: предсказание Христом предательства (Иуды), установление обряда причащения и омовение Христом ног учеников. Если отделить в этом перечне последнее событие и считать его самостоятельной темой изображения у старых мастеров, то два первых момента евангельского рассказа - предсказание предательства и установление Евхаристии - образуют два основных типа изображений Тайной Вечери, которые именуются, конечно, в значительной степени условно, соответственно, исторической и литургической (или символической) Тайной вечерей.

Первосвященники и книжники искали способ погубить Христа и уже договорились с одним из Его учеников Иудой, прозванным Искариотом, что он предаст за деньги учителя.

В день опресноков (Пасха) Христос и апостолы собрались за столом вкусить пасхального агнца.
На этой встрече Спасителем установлено таинство причащения.
Он взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: “Сие есть Тело Мое...”.
Потом дал чашу вина со словами: “Сие есть Кровь Моя Нового Завета...”.
На иконах Христос и апостолы сидят вокруг праздничного стола, на котором — чаша, хлеб. Иуда протягивает руку к солонке. Апостол Иоанн склоняет голову к Христу.

В Евангелии от Иоанна сказано: “...Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он припав к груди Иисуса, сказал Ему: “Господи! Кто это?”. Иисус отвечал: “Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам”. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту” [Ин. 13, 21 - 26].

В эпоху Возрождения тема Тайной вечери, вместе с другими "трапезными" сюжетами из Нового Завета (Брак в Кане, Чудесное насыщение пяти тысяч, Ужин в Эммаусе), становится излюбленной в убранстве монастырских трапезных (фреска Андреа Кастаньо с этим сюжетом украшает трапезную флорентийского монастыря Сант Аполлония, фреска Таддео Галди - трапезную в монастыре Санта Кроче во Флоренции). Для трапезной свой шедевр написал и Леонардо.

Известны случаи изображения Тайной вечери с одиннадцатью, вместо двенадцати, учениками. Совершенно ясно, что это никак не может быть случайностью. Для ответа на вопрос, в чём причина этих различий, необходимо коснуться важной догматической проблемы: присутствовал ли Иуда в момент установления Евхаристии? Вопрос этот возникает из сопоставления рассказов синоптиков, с одной стороны, и рассказа Иоанна, с другой. Последний утверждает, что Иуда во время Вечери ушёл. Если опираться на свидетельства синоптиков, то создается впечатление, что Иуда присутствовал на Вечере от начала и до конца, а следовательно, был при установлении таинства Причастия и из рук Христа причастился Святых Таинств. Сопоставление же всех четырёх Евангелий (известно, что они дополняют друг друга по принципу комплиментарности) убеждает, что Иуда присутствовал при омовении ног и удалился тотчас после обличения его и обращения к нему Иисуса со словами: "Что делаешь, делай скорее", отсутствуя при прощальной беседе Христа с учениками. Итак, по тому, изображает ли художник всех учеников или только одиннадцать, можно сделать заключение о том, какое Евангелие было выбрано мастером в качестве программы.

автор:
Антропов А.П.
Alexander Antropov Бессонов
Bessonov Бенинг С. {2253}
Simon Bening

Боутс Д., ст.{p0006}

Dieric Bouts the Elder

Бруни Ф.А.

Theodore Bruni Булонь В. де
Valentin de Boullogne Васнецов В.М.
Victor Vasnetsov Вашков С.И.
S. Vashkov Веласкес
Diego Velazquez Веронезе
Veronese Ге Н.Н.
Nicholas N. Ghe Гирландайо, Доменико {p0036}
Domenico Ghirlandaio

Гринков Д.

Dionisy Grinkov Дали С.
Salvador Dali

Дуччо ди Буонинсенья

Duccio di Buoinsegna Дюрер А.
Albrecht Durer Живаго С.А.
S.A.Zhivago Колокольников Ф.
Thedot Kolokolnikov Леонардо да Винчи
Leonardo da Vinci Литовченко А.Д.
Alexander Litovchenko Мадекин А. Мастер Мадонны {4848}
Madonna Master

Мастер Павел из Лося

Master Paul of Locse Нестеренко В.И.
V.I.Nesterenko Паоло Венециано М. ди
Marco di Paolo Veneciano Пуселле Ж., ателье {2260}
atelier of Jean Pucelle

Репин И.Е.

Elias Repin

Рерих Н.К.

Nicholas Rerikh Рубенс П.П.
Peter Paul Rubens Сведомский П.А.
Paul Svedomsky Семирадский Г.И.
Henry I. Semiradsky Тинторетто
Jacopo Tintoretto Ушаков С. Хольбейн Х., мл.
Hans Holbein the Younger Хугует Я.
Jaume Huguet Шампень Ф. де
Philippe de Champaigne Шебуев В.К.
Shebuev V.K.
место:
Анталья: музей Антальи
Antalya: Antalya museum Венеция: гал. Академии
Venice: Gallerie dell'Accademia Динкельсбухл
Courtesy: Evang.-Luth. Pfarramt Dinkelsbuhl Дрогобыч: церковь Воздвижения св. креста
Drogobych: church of Exaltation of Holy Cross Кембридж: Библиотека Колледжа Корпус Кристи {1477}
Cambridge: library

Киев

Kiev Лондон: музей Британский
London: British museum Людиново: собор Казанский ( - )
Lyudinovo: cathedral of Virgin of Kazan

Москва

Moscow Наумбург: собор Новгород: НИАМ
Novgorod: museum Нью-Йорк: Метрополитен
New York: MMA Пермь: гал. Худ.
Perm: Art gallery of Perm СПб
St.-Petersburg Саратов: музей Худ.
Saratov: Art museum с. Городня-на-Волге: церковь Рождества БР
Gorodnya-on-Volga: church of Birth of Virgin с. Мордово: церковь архангела Михаила
Mordovo: church of archangel Michael с. Новотомниково: церковь Благовещенская
Novotomnikovo: church of Annunciation Сергиев Посад: лавра Троице-Сергиева
Sergiev Posad: Holy Trinity lavra of St Sergy Radonezhsky ?
происхождение:
Городец
Gorodetz
М.: храм Христа Спасителя
Moscow: church of Christ the Saviour
вид иконы:
2-частник {1180}
2-partite icon

иконостас

altarpiece многочастник {6063}
multipartite icon
техника:
витраж {5755}
stained-glass window

миниатюра {1477}

miniature
предмет с изображением:
бокал с крышкой
посвящённый предмет:
Всесвит
Vsesvit
Сайт управляется системой uCoz