В основе литургической Тайной вечери лежит идея иллюстрирования слов Христа, переданных Матфеем (Мф. 26:23) и Марком (Мк. 14:22-24): "И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая". Несомненно, последняя Вечеря Христа с учениками была устроена в полном согласии с иудейской традицией устраивать учителем пир с учениками на Пасху. Но евангелисты особо подчеркивают, что Иисус после "благодарения" ввёл особый ритуал: "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание, Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Лк. 22:19-20). Уже первые христиане нуждались в пояснении этой "Господней трапезы". Его дал апостол Павел. Во-первых, здесь речь не идёт о ритуале, равнозначном другим, так как "не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" (1 Кор. 10: 21). Во-вторых, Павел подчеркивает общинный характер этого праздника-воспоминания: "Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите" (1 Кор. 11: 33). Отцы Церкви сформулировали несколько концепций Евхаристии, указав на важность повторения обряда для укрепления веры. IV Латеранский Собор 1215 года установил догмат пресуществления, то есть изменения субстанции в Евхаристии, и сделал его обязательным. Это учение предписывает считать, что хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа. Литургическая Тайная вечеря изображалась либо как благословение чаши с вином и хлеба (гостии), совершаемое Христом за столом в присутствии учеников (Дирк Баутс; из множества других примеров укажем на картину Петера Пауля Рубенса из собрания ГМИИ имени А. С, Пушкина), либо в виде установления таинства Причащения, когда Христос даёт вкусить хлеб Причастия (гостию) ученикам. Так это изображает Юстус ван Гент. Неясность в вопросе, присутствовал ли при этом Иуда, является причиной двоякой интерпретации этого эпизода художниками. Так, Дирк Баутс и Петер Пауль Рубенс помещают Иуду среди свидетелей учреждения таинства Причащения, тогда как Юстус ван Гент даёт изображение только одиннадцати преклонивших перед Христом колени учеников, сближая пасхальный стол с алтарем и помещая всю сцену в интерьер храма.
На древних изображениях Евхаристии Христос изображается вдвойне, с одной стороны дающий апостолам хлеб, а с другой стороны - святую чашу.
Фриз располагался под утраченной Орантой на высоте 5,65 м от пола. Художники учли возможные перспективные сокращения и поэтому удлинили пропорции фигур. По сравнению с такой же композицией в самом соборе, формы здесь более гибки и пластичны. Характеристики апостолов настолько индивидуальны, что каждого легко назвать по имени. Их движения легки и разнообразны.
[1480 c. 254] - фрагмент
Всесвит Vsesvit |