Внутреннее пространство напоминает скорее зал княжеского дворца, декорированный празднично и импозантно.
Цилиндрические своды с люнетами украшены лёгким симметричным рельефным узором (розетты, стилизованные звёзды, связанные как бы в одно кружево, здесь лишь напоминают о неврюрах готических сводов, являясь только декорацией).
Стены было покрыты фресками.
Сильно выступающие пилястры с геометрическим рисунком капителей вносят в интерьер ордерное начало, определяют мерный и чёткий ритм его членений.
В наружном облике храма также доминируют ренессансные черты, хотя некоторые реминисценции готики ощутимы, например, в композиции боковых фасадов с их контфорсами, узкими высокими окнами, в общих вытянутых пропорциях.
Оригинальную форму имеет фронтон, вписанный между двумя невысокими башенками.
святыня:
надгробие
имя:
Сапега Л., канцлер
оформление:
~1635.
предмет с изображением:
иллюстрация
[1198 ил. 8]
посвящённый предмет:
библиография
[1198 c. 32 - 33]
костёл миссионеров
оформление:
Построен в основном к 1730.
В ~1755 возведены пятиярусные башни.
Ажурные просветы в их верхних ярусах усиливают впечатление лёгкости и изящества.
костёл св. Бернарда
этап:
~1485 - ~1500.
оформление:
Самая большая готическая церковь трёхнефного зального типа.
Обрушился.
Остались лишь хоры и ризница.
...1520 - 1564.
~1575
оформление:
Возведены (сохранившиеся лишь частично) ячеистые и сетчатые готические своды храма, отличавшиеся такой свободой парения, словно они сотканы из легчайшего материала.
Выразителен фасад церкви, которому контрфорсы, стрельчатые арки декоративных ниш и окон придают вертикальную устремлённость.
состав:
башня-колокольня
оформление:
~1600.
8-гранная, не квадратном основании.
h = 37 м.
Сравнительно невысокая, она производит впечатление исключительной лёгкости и стройности.
Декоративные контрфорсы, узкие ниши, высокие окна образуют рисунок вторящих друг другу устремлённых вверх вертикалей, уравновешенный и смягчённый спокойными горизонталями, отделяющими один ярус от другого, сочными, пластичными карнизами, полуциркульными очертаниями арок.
Мастерски выполнены (выложены из кирпича) все декоративные детали (обрамления оконных проёмов, ниш, орнаментальные узоры), особенно богатые и разнообразные в верхних ярусах, усиливающие на поверхности стен игру светотени.
святыня:
надгробие
имя:
Веселовскис П.
оформление:
1635.
Радвил С.
оформление:
1618...23.
посвящённый предмет:
библиография
[1198 c. 18 - 19]
костёл св. Иоанна
оформление:
В ~1650 перестроен по проекту арх. И.К.Глаубитца из старого готического храма.
костёл св. Николая
оформление:
В 16 в. перестроен из однонефного в трёхнефный.
костёл св. Екатерины
оформление:
В 1741...46 реконструирован после пожара.
Арх. И.К.Глаубитц разработал композицию фасада.
Силуэт костёла определяют две высокие (до 50 м), пятиярусные башни и красиво вкомпонованный между ними фронтон извилистых очертаний.
Сочно профилированныепилястры, высокие окна и ниши создают динамический ритм вертикалей.
монастырь аугустиянский
состав:
церковь
оформление:
1742...68.
Арх. Гжымалы-Бохольт.
Однобашенная.
Похожа на Дрезденскую Гофкирхе (придворную церковь).
монастырь Базильянский
оформление:
Узкие стройные башни монастыря возводятся в ~1650 на стенах, сохранившихся от готической постройки начала 16 в.
предмет с изображением:
иллюстрация
[1198 ил. 12] - ворота, 1761
монастырь визиток
состав:
церковь
оформление:
1729...44.
Имеет в плане греческий крест, с вогнутым фасадом и высоким куполом в центре.
монастырь Триниторский
место:
на Антакалнисе
состав:
церковь Иисуса
оформление:
1694...
Её оригинальная центрическая композиция ( в плане 8-угольник), форма купола, который в интерьере не имеет никакого основания - барабана, а прямо взлетает над стенами, выделенные во внешнем объёме здания стрельчатые башни непосредственно восходят к прототипу римской церкви св. Иво арх. Ф. Борромини, законченной в 1660 по заказу триниторского монашеского ордена.
святыня:
икона
техника:
скульптура
автор:
Перети П.
собор кафедральный
история:
Картинная галерея.
состав:
часовня
святыня:
надгробие
история:
Мраморные плиты с рельефами - фрагменты гробниц 16 в.
В 18 в. они вмурованы в стены часовни.
имя:
Альшенишкис П., епископ
Гоштаутас А., канцлер
автор:
Бернардин Занобия де Джианотис
оформление:
1539...41.
предмет с изображением:
иллюстрация
[1198 ил. 7]
часовня св. Казимира
оформление:
...1636.
Арх. К. Тенкалл.
Квадратная в плане, перекрыта высоким куполом стройных очертаний, завершавшимся изящным хрупким фонарём.
святыня:
икона
icon
автор:
Паллони М.А.
Michel Angello Palloni
оформление:
1692.
саркофаг св. Казимира
композиция:
По краям - рельефы, изображающие ангелов, которые поддерживают балдахин, драпировки или несут умершему крест и королевскую мантию.
Большой пластической выразительностью обладает образ БР с Младенцем.
Она смотрит вдаль с ласковой улыбкой.
Лица ангелов тонко индивидуальны: одни спокойны, другие выражают немое изумление, третьи задумчивы и печальны.
В этой скульптуре есть сходство с пластикой Петропавловского костёла в Вильнюсе.
Завершается высоким фронтоном, который связан с нижним ярусом волютами, как бы мягко и плавно стекающими вниз.
Портал церкви слегка утоплен в глубокой нише, что придаёт стене большую пластичность и текучесть форм, усиливает беспокойную игру светотени.
Это не исключает строгой симметричности в композиции, спокойного ритма вертикалей, который образуют пилястры и стройные обелиски на углах.