ГРМ (1906 )
Антониев-Дымский Св.-Троицкий
Афанасьев
Ахтальский Успенский
Ахтырский Свято-Троицкий
Ахтырско-Богородицкий
Бачковский Успенский
Бельский Богородице-Рождественский
Березвечский Рождество-Богородичный
Бобричевский
Богуславский Николаевский
Болдин Троицкий
Болховский Богородично-Всесвятский
Боровский Пафнутиев
Брянский Успенский Свенский
Вершино-Сумский Введенский Черемисский
Введенский Корнилиев-Комельский
Виноградский Успенский
Воротынский Архангельский
Трёхчастное деление композиции по вертикали служит характерным признаком новгородских икон Покрова, наиболее ранняя из которых относится к концу XIV века.
В них оно отражает архитектурные формы храма, представленного в поперечном разрезе.
В рассматриваемой иконе храм показан с фасада, как бы отнесенного на второй план, что составляет устойчивую тенденцию суздальских и затем московских икон.
В горицкой иконе трёхчастное "фигурное" построение композиции по масштабу не соотнесено с изображением храма, отодвинутого вглубь, поэтому воспринимаемого как удалённое в пространстве.
По этой причине видение и все, кто его созерцает, явно не связаны в такой же мере с интерьером представленного на иконе храма, как это, например, можно отметить в композиции волынской иконы из Троицкой церкви в Речице, выполненной около 1500 года.
В последнем случае храм представлен одновременно как бы в нескольких проекциях: основная его часть - в продольном разрезе, а алтарная апсида показана такой, какой ее можно увидеть с южной стороны, находясь вне сооружения.
Условности сказываются и в том, что пространство хоров в западной части храма заполняют апостолы, ниже стоят святители и мученики, параллельно группе, размещенной справа и включающей ветхозаветных праведников, святых жён и, наконец, Андрея Юродивого с Епифанием, которые стоят как бы за пределами собственно церковного пространства.
Понятно, что иконографическая схема построена по правилам, чуждым реалистическому искусству, но и в её особенностях, как можно убедиться, есть свои оригинальные черты, в той или иной мере учитывающие богатый опыт мастеров предшествующих поколений.
И что наиболее поразительно, так это наследие иконописцев, творчество которых развивалось на весьма обширном географическом пространстве.
Центральная часть композиции горицкой иконы имеет завершение в форме двухцентровой арки, пространство которой занимает группа с БР в сопровождении четырёх предстоящих Ей ангелов, передняя пара которых в лоратном одеянии.
БР изображена с молитвенно воздетыми руками, через которые перекинут епископский малый омофор белого цвета с крестами.
Выше - медальон с небесной сферой и полуфигурой Христа в золотистых одеждах, благословляющего обеими руками.
Если говорить о реалиях, ассоциирующихся с описанным изображением, то это росписи купола и конхи алтарной апсиды, составляющие важнейшую смысловую часть всей системы церковных росписей византийской традиции в её адаптированном русском варианте.
Внизу изображен массивный амвон (так называемая Халдейская пещь), отчасти напоминающий новгородский 1533 года, с основанием в виде приземистой аркады.
На этом амвоне среди двух облачённых в белоснежные одежды ангелов стоит вдохновенный византийский гимнограф.
Роман Сладкопевец изображён в стихаре, держащим в поднятых над головой руках плавно изогнутый раскрытый свиток с текстом рождественского кондака.
Выше иллюстрировано сновидение Романа, когда к нему, диакону константинопольской церкви Богоматери Кириотиссы, подошла сама БР и, подавая пергаменный свиток, велела его проглотить.
Проснувшись, певец ощутил вдохновение и, взойдя на амвон, спел свой знаменитый кондак.
Явление БР спящему Роману Сладкопевцу, тоже происходящее в храме (на что указывают арки с завесой), представлено уже в миниатюре Троицкого йотированного кондакаря начала XIII века, относимого к числу наиболее ранних ростовских лицевых рукописей.
Но включение этого сюжета в схему Покрова оказывается если и не совсем исключительным, то весьма редким.
Роман Сладкопевец на амвоне в сопровождении двух ангелов - мотив, который также нельзя отнести к числу обычных для русской иконографии Покрова.
Тем больший интерес представляет одна не совсем близкая, но все же достаточно определённая параллель, обнаруживаемая на иконе среднерусского происхождения конца XVI века, находящейся в музее в Коломенском (размеры 91,5 х 67,0 см).
Здесь амвон с лёгкой балюстрадой, а Роман Сладкопевец показан поющим кондак праздника Покрова, текст которого начертан на свитке в его левой руке.
Но выше, за группами предстоящих святых, можно видеть и явление Богоматери спящему певцу (слева), и его самого с распростертым над головой свитком с текстом рождественского кондака (справа).
Следовательно, речь может идти о различных фазах в разработке этого сюжета в течение XVI века.
Части композиции горицкой иконы, которые можно условно обозначить как боковые, в сущности представляют четыре фриза, или яруса, заполненных стоящими в рост, обращёнными к центру (т.е. к Христу и БР) земными людьми (внизу) и святыми, сгруппированными по ликам святости.
Во втором снизу ярусе - мученики и святые жёны, в третьем - святители и преподобные, в четвертом, вверху - пророки и апостолы.
Фигуры изображённых не имеют сопроводительных именных надписей (обозначены лишь лики), но многие из них могут быть опознаны по характерным иконографическим признакам, позволяющим сказать, что это самые известные и почитаемые общехристианские святые.
В нижнем ряду изображены люди различного общественного положения, оказавшиеся в храме, тоже разделённые, на этот раз по социальному критерию.
Естественно, что выделены нимбами фигуры Андрея Юродивого и Епифания в правой части композиции.
В левой части изображены с нимбами фигуры стоящих у самого амвона патриарха и императорской четы.
Но облачными являются лишь три верхних яруса, тогда как все, кто в нижнем, стоят на поземе, хотя реально должны были бы находиться на полу церковного сооружения.
Некоторые иконописцы XVI века уже учитывали это обстоятельство.
Гамалеевский Рождество-Богородичный
Гелатский Богородичный
Георгиевский
Глушицкий Сосновецкий
Домницкий Рождество-Богородицкий
Дорочи-Чаг
Исаков Рождество-Богородицкий
Казанский Мокшанский
Казанско-Богородицкий
Каларашевский Успенский
Калужский Крестовский
картезианцев
Кирилле-Новоезерский
Климовский Покровский
Козельский Вознесенский
Константине-Еленинский
Корнилиево-Комельский
Косьмин Успенский
Красносельский Введенский
Краснослободский Спасо-Преображенский
Курковский Рождество-Богородичный
Leimonos monastery
Макарьевский
Малино-Островский Рождество-Богородицкий
Мало-Кириллов Покровский
Махрищский
М.: ГММК (1960 )
Мыхновский Сретенский
Нижне-Ломовский Казанский Богородицкий
Нижне-Тагильский Скорбященский
Николаевский Миссионерский
Николо-Антониевский
монастырь женский
Калайдович К. Ф. Историческое описание мужского общежительного монастыря св. чудотворца Николая, что на Пешноше. - М., 1893.
Ново-Нямецкий Св.-Вознесенский или Кицканский
Ольгов Успенский
Островской Введенский
Павло-Обнорский Комельский
Панагии Аракос
Паннонхалмский (Венгрия)
Покровский
Москва: ЦМДКИ (1959 )
Покровский Болдинский
Прусский
Радочницкий монастырь св. Антония Печерского
св. Исаакия Далмацкого
monastery of Pithari
Св.-Иоанно-Богословский
Сийский Антониев
Соловецкий Спасо-Преображенский
Спасо-Вишеровский
Спасо-Елеазаровский Великопустынный
Спасо-Преображенский Муромский
Трифонов-Печенгский
Троицкий Кривоезерский
Турковицкий женский
Успенско-Макарьевский
Феодоровский
Св. Феодор
?
Ферапонтовский-Пужецкий
Фрумошский Успенский
Херсонесский монастырь св. Владимира
Чердынский Иоанно-Богословский
женский
Черепишский Успенский
Черниев
chapel of the Virgin (between the 17th and 20 th centuries)
трапезная
Москва
14 мужских
Воротынский Спасский
Воскресенский Горицкий девичьий
Галичский Паисиев
Св. Леонтий Ростовский ( - )
Глушицкий Покровский
Грязовецкий Арсениево-Комельский
Драндский Успенский
Золотоношский
Ильинский
Иркутский Знаменский
Капиновский св. Николая
Керженский Благовещенский
Коневецкий Рождество-Богородичный
Корельский Николаевский
Корсунский Богородицкий
Крестный Онежский
Лихвинский Афанасьевский
Луховский Николо-Тихонов
Малеви
Межигорский
Мосальский Успенский Боровенский
Николо-Выксинский
Николо-Карельский
Николо-Одрин
Николо-Пешношский
Николо-Святолуцкий
Ново-Афонский Симоно-Кананитский
Одигитрии
Параскевы Пятницы
Перемышльский Лютиков Свято-Троицкий
Перемышльский Николаевский Резванский
Perivoli monastery
Печерский Вознесенский
Pesnosh monastery of St Nicholas
Поданский Введенский
Святодухов, Вильнюс
Св.-Рафаиловский
Св.-Тихоновский Преображенский
Свято-Троицкий Стефано-Махрицкий
Свято-Троицкий Белогорский
Свято-Троицкий Макариево-Желтоводский
Спасо-Вожеозерский
Спасо-Каменский
Спасо-Преображенский Воротынский
Спасо-Преображенский Гуслицкий
Суцеавита
Тихвинский Богородицкий
imag3704
Троицкий Усть-Шехонский
Успенский Лысогорский
Ферапонтов Белоозерский
Череменецкий Иоанно-Богословский
Жича (Сербия)
Несебыр (Болгария): монастырь Несебырский
деисусный
Нижний Новгород
Рига
СПб
|