В краковском Национальном музее можно познакомиться с двумя гравированными на дереве картами второй половины XV в. Уцелели они благодаря тому, что были вклеены на страницы позднейшего кодекса. Сведения о “картовниках” или “картенмахерах” найдены и в документации краковских архивов, относящейся к концу XV – самому началу XVI в. Как раз в это время в польской столице жил и трудился Швайпольт Фиоль. Опыт картовников мог быть использован им при изготовлении гравированных форм для воспроизведения иллюстраций и орнаментики его изданий, если, конечно, он не был еще раньше обучен типографскому ремеслу.
Архивные сведения о краковских картовниках собраны Яном Птасьником. Древнейшего из картовников, имя которого сохранили документы, звали Ганнушем фон Бунчель – Яном из Болеслава. 3 января 1499 г. он судился с бумажным мастером Генрихом, причем предметом спора служил пропавший у Ганнуша камзол.
В том же году упоминается и второй краковский картовник “Павел Чипсер, который в октябре судился с Агнессой, женой бакалавра”. Его имя и в дальнейшем встречается в документах. 12 июня 1500 г. он принял городскую юрисдикцию, 8 ноября 1501 г. спорил с врачом Ержиком о 27 грошах, в 1503 г. – судился с бумажником Матисом Кохом и своим слугой Якубом, которого документы также называют картовником. Что же касается Коха, то Ян Птасьник называет его “основателем польского бумагоделательного ремесла”, которое, понятно, также составляет одну из основных предпосылок возникновения книгопечатания. Происходил Кох из вюртембергского города Ройтлингена, который подарил миру много известных типографов, и среди них – Гюнтера Цайнера. Коху принадлежала и граверная мастерская, в которой он пытался изготовлять игральные карты, почему и конфликтовал с Чипсером.
В 1508...09 эпидемия, свирепствовавшая в Кракове, унесла и Чипсера и Коха. Принадлежавшие Чипсеру “формы для изготовления карт” (formas cartarum) попали в руки некого Николая картовника. Вдова Чипсера Магдалена предъявила ему иск по этому поводу. Несколько раз она судилась с тем же Николаем, который не торопился уплатить ей за переданную ему мастерскую Чипсера. Николай по прозвищу Яблонка работал в Кракове вплоть до конца 30-х гг. XVI в.; документы неоднократно упоминают о нем. Вел дела он и с известным краковским типографом Яном Галлером.
Первоначально краковские картовники входили в состав цеха игольников, но затем организовали собственный цех, избрали старейшин и в 1532 г. в судебном порядке запретили игольникам изготовлять карты, формы для печатания их и инструменты для изготовления форм.
Большой интерес представляли бы сведения об оборудовании мастерских игральных карт. К сожалению, здесь мы можем привести сравнительно поздние данные, да и то неполные. Сохранилась, например, опись имущества умершего в 1589 г. картовника Матиша Бобжецкого. В ней упоминаются “ларец с готовыми картами, ...бумага для работы и различные краски, ...мастерская, предназначенная для ремесла, которая оценена в 16 флоренов, а также пресс (prasza) для того же ремесла...”.
почти квадратные
круглые
кожа
пластик
нормальная (36 шт.)
пикетная (32 шт.)
индийская (96 шт.)
эротические
предмет с изображением на нём карт
родственный предмет
книга
картёжник
крупье
шулер
гадание
домик
очко
ГРМ (1958 )
Гос. музейный фонд ( - 1928)
ГРМ (1928 )
Предпосылки книгопечатания
|